Казалось бы, 2009 год, приняв эстафету кризисных событий от своего предшественника, должен был изрядно затормозить все сферы жизни, в том числе коснуться и автопрома. Но, несмотря на это, автопроизводители старались держать, как говорится, нос по ветру, не впадая в отчаяние. Наоборот, прошлый год принес нам очень интересные новости и новинки. Причем постарались практически все серьезные компании-производители этой сферы. Здесь и шведский SAAB с долгожданной новинкой 9-5, и британский Jaguar с четырехдверным купе XJ, и корейский Hyundai с седаном представительского класса Equus (и это не говоря о посвежевшей «Сонате» и кроссовере Tucson второго поколения), и немецкий Opel Astra премиум-класса.
Вот-вот начнут выход в свет потрясающие новинки Bugatti C16 Galibier, Bentley Mulsanne, Ferrari 458 Italia, McLaren MP4-12С, Lexus LFA. Конечно, счастье обладания этими красавцами выпадет далеко не каждому смертному, даже считающему себя далеко не бедным гражданином мира, но любители и ценители прекрасного в области автомобильной фэшн-индустрии наверняка обратят свое внимание на эти произведения искусства на колесах. Хотя, судя по неумолимым статистическим данным, продажа элитных моделей авто в России в кризисный 2009 год упала всего на 30 процентов – это меньше, чем в Соединенных Штатах. Автомобили стоимостью от 140 тыс. евро (итальянских Maserati продано 39 штук) продавались чуть хуже, чем за 240 тыс. евро (британских Bentley купили 111 граждан России), но значительно чаще, чем за 1,2 млн. евро (французский элитный автомобиль Bugatti приобрел в прошлом году всего один россиянин).
Конечно, большинство автолюбителей не смогли в прошлом году себе позволить купить новый автомобиль, об этом красноречиво говорят те же статистические данные. Резко упали продажи машин – как новых, так и подержанных. Так, несмотря на то, что Chevrolet уже не первый год является одним из самых популярных автомобилей среди россиян, даже он сильно сдал свои позиции на российских просторах. В «Дженерал Моторз» («перу» которой и принадлежат машины этой марки) были крайне обескуражены падением продаж вследствие снижения платежеспособности населения России. Ведь даже в Северной Америке (имеется в виду Мексика) было продано больше машин Chevrolet.
Если говорить о самых продаваемых марках авто в России в 2009 году, то десятка лидеров выглядит так: первые четыре позиции принадлежат отечественному автопрому («Лада» во всем ее многообразии: «Приора», «Самара», «Калина» и 2105/2107), следом идут Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz. «Японцы» начинаются в списке самых покупаемых в стране автомобилей с 14-го места – с Mazda3.
Возвращаясь к концерну Chevrolet, можно сказать, что производители этой марки автомобилей сегодня заявляют о том, что в наступившем году на пятки популярному Ford Focus будет наступать (а возможно, даже обгонит его по популярности и, соответственно, по уровню продаж) Chevrolet Cruze. Бюджетный красавец, которого давно ждали, будет стоить дороже своего конкурента всего на 18-20 тыс. рублей.
Пара месяцев, прошедших с начала 2010 года, похоже, принесла обнадеживающие вести: в мире начался рост продаж автомобилей, глядя на который, автопроизводители, кажется, вздохнули с облегчением. Выпуск легковых авто начинает набирать обороты во всех частях света. Да и грядущие мотор-шоу наступившего года обещают быть куда более интересными и всеобъемлющими, чем прошлогодние (вспомним хотя бы Токийский автосалон, который из-за собственных финансовых трудностей проигнорировало большинство мировых производителей). Кстати, самым красивым автомобилем ушедшего года был назван Peugeot RCZ. Великолепный дизайн спортивного купе от европейского автопрома впечатляет как своим внешним видом, так и внутренней отделкой. Купить самый красивый автомобиль 2009 года можно будет не раньше апреля 2010 года.
Автосалон в Детройте, уже прошедший в январе нынешнего года, принес немало новинок в мир автомоды. Здесь были представлены и давно ожидаемые BMW Z4 sDrive35is с семиступенчатой КПП, двухтурбинным трехлитровым двигателем и сниженным дорожным просветом (машина явно не для российских дорог!) и Ford Focus нового поколения (претендующий на звание самого продаваемого иностранного авто в России), который не будет различаться своим внешним видом в разных частях света, и неожиданная новинка от американцев – суперкар Revenge Verde. Последняя модель – это пока прототип, а не полновесный автомобиль, планируется, что выпуск его «в народ» начнется уже в конце 2010 года. Характеристики концепта поистине впечатляют: топливом служит этанол, расход которого, судя по заявлениям создателей, составляет чуть более 2 литров на 100 км пробега; материалом для изготовления кузова послужило углеволокно, что позволило добиться снижения массы автомобиля (порядка 1600 кг); при неполной нагрузке оригинальная силовая установка HP2g способна работать на одном цилиндре.
А уже в марте состоится знаменитый автосалон в Женеве, на котором тоже ожидается немало как сюрпризов, так и предсказуемых новинок. Так, Chevrolet привезет на женевское мотор-шоу сразу пять моделей собственного производства, среди которых спорткар Chevrolet Camaro ( кабриолет и купе), минивэн на базе Orlando и спортивная версия «Шевроле Авео RS» (седан и хетчбэк). Учитывая тот факт, что сервис Chevrolet вполне доступен для российского потребителя, можно уже сегодня предположить, что новинки не останутся без внимания наших автолюбителей.
Планируется, что Opel представит новую модель Flextreme GT/E, которую с полным правом можно назвать электрическим концепт-каром, а также новое поколение городского однообъемника Meriva. Volkswagen привезет в Женеву внедорожник CrossPolo, BMW – сразу несколько кроссоверов, Peugeot – «пятерку» с гибридным двигателем. Впрочем, последнее (сочетание дизельного и бензинового мотора) уже не является новшеством для современных авто. На этом новинки предстоящего мотор-шоу не исчерпываются. Будет много интересного.