Дорожные знаки и дорожная разметка - очевидные средства организации движения на дорогах. Казалось бы, чего проще - соблюдай то, что они обозначают и все будет в порядке. Но действительность такова, что для культурного поведения на российских дорогах слишком много препятствий.
Как часто можно сегодня встретить водителей, которые точно помнят, что обозначают все существующие дорожные знаки? В каком населенном пункте вы увидите, как все без исключения автомобилисты останавливаются перед стоп-линией у перекрестка? Есть ли у нас такие водители, которых не пытались грубо «подрезать»? К сожалению, уровень агрессии на дорогах и презрения к правилам дорожного движения в России не снижается. Сотни и тысячи жизней забирают дорожные происшествия, а уроков из них никто извлекать не торопится. Российские водители упорно продолжают игнорировать большую часть дорожных знаков и не обращают внимания даже на такой элемент дорожной разметки, как «зебра» перехода.
Госавтоинспекция МВД России располагает сведениями о том, что только с января по май 2009 года в нашей стране произошло примерно 66 000 ДТП, большая часть которых была вызвана нарушением Правил дорожного движения. За такой небольшой отрезок времени погибли 8065 человек, а 83 000 были ранены. Каждый шестой наезд на человека происходит на пешеходном переходе. В связи с этим был принят новый пункт закона - увеличение штрафа за непропуск пешехода на "зебре". Не отреагировав на эту дорожную разметку или знак, водитель должен будет выплатить штраф в размере от 800 до 1000 рублей.
А между тем, количество россиян, желающих получить права, постоянно увеличивается. Например, в 2008 году их получили около 2 миллионов человек. В России работает более 8 000 автошкол, в которых с 2009 года обучение ведется по новым стандартам, разработанным в соответствии с Федеральной программой "Повышение безопасности дорожного движения". Теперь на практические занятия отводится 50 часов, а у каждой автошколы должна быть закрытая площадка или автодром с дорожной разметкой, дорожными знаками, светофором, регулируемым перекрестком, железнодорожным переездом и пешеходным переходом. На внедрение нового оборудования автошколам дали срок до 1 ноября 2011 года. Сдача экзаменов в автошколе тоже будет проходить по-новому: теория на компьютере, первый этап практического экзамена - на автодроме, второй этап - на машинах с видеофиксацией.
А пока на наших дорогах господствуют хамство и грубость и переделать взрослых людей - задача весьма проблематичная. Поэтому, скорее всего, формировать культурного водителя нужно начинать в детском саду. Человек должен сознательно придерживаться правил в движении и пропускать пешеходов там, где положено. Ведь это так просто: не подрезать, не выпивать, не нарушать ПДД, пропускать пешеходов. Положительные результаты принимаемых мер уже сейчас можно увидеть: все пристегиваются ремнями безопасности, перевозят детей в специальных автокреслах.
На государственном уровне формированию культуры поведения на проезжей части сейчас уделяется должное внимание. Чтобы воспитывать законопослушных водителей, в России будут строить специализированные детские автогородки. Это не простые слова, а часть Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". В таких автогородках все дети и подростки смогут на практике получить жизненно важные навыки безопасного поведения на дороге. Пока действуют всего 3 таких центра, но к 2012 году планируется довести их количество до 40.
Хорошо бы, чтобы все эти автогородки были похожи на Федеральный экспериментальный детский автогород во Всероссийском детском центре "Океан". Этот комплекс во Владивостоке был построен только в 2008 году и оснащен самым современным оборудованием.
На 3 5000 квадратных метрах расположены четыре учебных класса и автодром. Здесь есть все необходимое для обучения новых участников дорожного движения: наглядные пособия, макеты; схемы с элементами улиц, площадей, дорог, тротуаров, светофорными объектами и дорожной разметкой. Ребята смогут практиковаться на 10 автомобильных тренажерах, использовать на занятиях видеопроектор и компьютерную технику. Программное обеспечение позволит проводить игровые обучающие занятия и проверять полученные знания.
На автодроме в «Океане» дороги выстроены на разных уровнях. Площадка оборудована перекрестками разной конфигурации, пешеходными переходами, мостом, тоннелем, дорожными знаками и светофорами. Ученики, которым есть полных 16 лет могут заниматься вождением на автомобилях "Рено-Логан". В программу обучения детей от 14 до 16 лет входит ознакомление с мерами административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения, изучение правил дорожного движения, выработка умений по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП.
Если такие детские автоцентры будут регулярно открываться по всей России, вопрос культурного и грамотного поведения на наших дорогах перестанет тревожить и водителей, и пешеходов. Ведь будущие участники дорожного движения с детских лет постигнут все премудрости цивилизованного отношения к своим обязанностям, а безукоризненное соблюдение норм и правил будет восприниматься как единственно возможный вариант поведения.