К сожалению, в настоящее время стоматология является одной из тех отраслей медицины, в которой отмечается самое большое количество жалоб и претензий пациентов. Здесь, как и в любой другой сфере деятельности, конфликтных ситуаций могло быть значительно меньше, если бы пациенты знали свои права, а доктора их соблюдали.
Юристы, занимающиеся судебными разбирательствами подобных ситуаций, отмечают, что больше всего нареканий у клиентов стоматологических кабинетов вызывает протезирование зубов, исправление прикуса и зубных аномалий и имплантология.
Тем, кто обратился в клинику с целью протезирования зубов, следует помнить, что ощущение небольшого дискомфорта в первые дни после окончания работ - явление естественное (ведь протез - это инородное тело в организме). Поинтересуйтесь у своего врача, сколько времени вам потребуется на адаптацию, и не паникуйте раньше времени.
Если вы решили обратиться к ортодонту и ждете, что через 6 месяцев станете обладателем голливудской улыбки, то знайте, что во многих случаях это просто нереально по причине действия законов генетики. Есть такие аномалии зубов, исправление которых возможно только в течение нескольких лет с последующим ношением ретенционных аппаратов (пластин). Если, не выдержав указанного срока, самостоятельно избавиться от пластин, то зубы просто вернутся в первоначальное положение и даже станут подвижными.
В некоторых стоматологических клиниках от пациентов требуют подписать документ, который называется «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство». Исходя из этой бумаги, получается, что при неудачном лечении пациент не должен предъявлять претензии к клинике и ее специалистам. Так вот, всем нам следует знать, что такая «расписка» не предусмотрена отечественным законодательством и юридической силы у нее нет. По закону подпись пациента должна стоять лишь в медицинской карте, и то только тогда, когда он отказался от медицинского вмешательства или не возражает против применения в своем лечении технологий, находящихся на утверждении в Росздравнадзоре.
Еще закон дает право любому пациенту отказаться от лечения зубов или их протезирования у того врача, который не вызывает доверия. Нужно обратиться к руководителю клиники и попросить назначения другого врача. Если пациент недобросовестно относится к выполнению рекомендаций стоматолога, врач имеет право прекратить с ним работать.
Собираясь начать лечение зубов или выбирая стоматологический центр для их протезирования, помните несколько советов специалистов.
- Во-первых, изучите историю лечебного учреждения. Вас должно насторожить место, открывшееся меньше года назад.
- Во-вторых, нужно выяснить, есть ли у стоматологов лицензия на нужные вам виды услуг. Если врач работает без лицензии или имеет диплом зарубежного вуза без нострификации, ответственности за свою работу он не несет.
- Любой пациент в России имеет право на полную информацию о состоянии собственного здоровья и способах лечения. Вам не могут запретить ознакомиться с медицинской документацией, касающейся лично вас. Юристы советуют в процессе лечения копировать и хранить все медицинские документы, рецепты и справки.
Главными документами, регулирующими взаимоотношения врача и пациента в платном секторе медицины, являются Закон о защите прав потребителя и Постановление правительства №27 от 13 января 1996 года «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
Если у вас возникли проблемы в процессе лечения зубов или их протезирования, попытайтесь сначала все уладить непосредственно с лечащим врачом. Если это не удается, обращайтесь в письменной форме к руководители клиники. При этом не забудьте оставить себе копию заявления. Дело не сдвигается с мертвой точки? Пишите в местный орган управления здравоохранением, в Общество защиты прав потребителя, органы Росздравнадзора или в Стоматологическую ассоциацию России.
Статья предоставлена стоматологической клиникой «Гелиодент».