Задача повышения качества образования по физике выдвигает на первый план проблему качества подготовки педагогических кадров. Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью. Учитель, осознающий необходимость и умеющий организовать специальную работу по созданию ситуаций, способствующих развитию способного к сопереживанию человека, который готов к свободному, гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному умственному усилию; самостоятельному компетентному действию в профессиональной, политической, экономической и культурной жизни; уважающего себя и остальных, толерантного к представителям иных культур и национальностей, независимого в убеждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.
Личностно ориентированное образование на уроках физики немыслимо без ориентации на конкретного ученика, а он, как и каждый человек, проявляет себя лишь в деятельности, в данном случае — в образовательной. В рамках личностно ориентированной парадигмы человек учится всю жизнь, а учитель ему оказывает помощь, но лишь частично, в пределах целесообразности и его личной заинтересованности.
Способ ведения урока в значительной степени определяет его эффективность. В настоящее время учителя имеют возможность использовать большое количество приемов, техник, соответствующим различным теориям и моделям. Многие из них эффективны, но не всегда этого достаточно.
Кроме того, всякий учитель знает, что некоторые навыки и упражнения могут работать лучше других. Или же те, что подходят в одних условиях, абсолютно не подходят для других. Профессионалы-учителя делают чудеса, но могут не осмысливать что, как и по какой причине получается. Опыт позволяет им выполнить поставленные задачи, красиво используя комплекс эффективных методов работы.
Для многих и до сих пор является открытием, что умение можно анализировать, воспроизводить и передавать другим как опыт. Смоделировав активность, достигшую совершенства, следует поделиться своими итогами, проверить их в максимальном числе ситуаций и включить в работу. Кроме того, применение их в различных отраслях деятельности разрешает людям повышать уровень профессионализма и мастерства.
Этим, в свою очередь, обусловливается необходимость антропологического подхода (гуманистического, феноменологического, природосообразного) в образовании. Предназначение учителя физики состоит в развитии индивидуальных способностей ученика и предупреждении тупиков его развития.
Лишь педагог-антропотехник способен выполнить свое предназначение в условиях сосуществования и противостояния различных образовательных альтернатив. Лишь в этом случае возможно формирование гуманистической социально-педагогической ориентации, методологической компетентности и развитие рефлексивных способностей педагога.
Подготовка такого педагога ведется в МГОИПК и ПРР и СО (Могилевском государственном областном институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования) при организации во время проведения курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов занятий по сравнительному анализу образовательных стратегий, моделей обучения и эффективных педагогических технологий с последующим моделированием на этой основе предметного содержания и учебно-воспитательного процесса. Учителями области создаются проекты изучения ряда тем курса физики в интегральной технологии учебно-воспитательного процесса (по Н.И. Запрудскому), моделируются уроки, темы в личностно ориентированных технологиях (проектного, кооперативного обучения, технологии французских педагогических мастерских и др.). Началась работа по построению авторских дидактических систем (АДС).
Изменяется роль учителя в образовательном процессе. Учитель уже не транслятор знаний, а фасилитатор. В условиях фасилитации между учащимися класса и учителем устанавливаются неформальные, непринужденные отношения. Учитель опирается на методы и техники, при реализации которых выполняются действия, позволяющие состояться учению, а не преподаванию. Если учитель-фасилитатор обеспечивает психологически безопасную атмосферу в классе, если с ним действительно легко говорить, и он искренне заинтересован в успехах ученика, то ученик будет вести себя также по отношению к учителю и к другим ученикам. Тренинги по развитию фасилитационного мастерства стали неотъемлемой частью занятий, проводимых с учителями физики в МГОИГГК и ПРР и СО.
Считаю, что для эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся учителю физики необходимо:
- понимание и принятие тенденций развития образования;
- свободное владение учебным материалом;
- высокая психологическая подготовка;
- владение современными педагогическими приемами и техниками;
- освоение эффективных образовательных технологий;
- развитие модельных представлений и проектных навыков;
- осознание значимости собственного опыта и проектирование своей авторской дидактической системы.
Автор: Лазаренко Н.В.