Все самое важное     
в одном месте!

О проекте   |   Обратная связь     

Повышение компетентности учителя как фактор повышения качества образования



Print печать статьи

Задача повышения качества образования по физике выдвигает на первый план проблему качества подготовки педагогических кадров. Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью. Учитель, осознающий необходимость и умеющий организовать специальную работу по созданию ситуаций, способствующих развитию способного к сопереживанию человека, который готов к свободному, гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному умственному усилию; самостоятельному компетентному действию в профессиональной, политической, экономической и культурной жизни; уважающего себя и остальных, толерантного к представителям иных культур и национальностей, независимого в убеждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Личностно ориентированное образование на уроках физики немыслимо без ориентации на конкретного ученика, а он, как и каждый человек, проявляет себя лишь в деятельности, в данном случае — в образовательной. В рамках личностно ориентированной парадигмы человек учится всю жизнь, а учитель ему оказывает помощь, но лишь частично, в пределах целесообразности и его личной заинтересованности.

Способ ведения урока в значительной степени определяет его эффективность. В настоящее время учителя имеют возможность использовать большое количество приемов, техник, соответствующим различным теориям и моделям. Многие из них эффективны, но не всегда этого достаточно.

Кроме того, всякий учитель знает, что некоторые навыки и упражнения могут работать лучше других. Или же те, что подходят в одних условиях, абсолютно не подходят для других. Профессионалы-учителя делают чудеса, но могут не осмысливать что, как и по какой причине получается. Опыт позволяет им выполнить поставленные задачи, красиво используя комплекс эффективных методов работы.

Для многих и до сих пор является открытием, что умение можно анализировать, воспроизводить и передавать другим как опыт. Смоделировав активность, достигшую совершенства, следует поделиться своими итогами, проверить их в максимальном числе ситуаций и включить в работу. Кроме того, применение их в различных отраслях деятельности разрешает людям повышать уровень профессионализма и мастерства.

Этим, в свою очередь, обусловливается необходимость антропологического подхода (гуманистического, феноменологического, природосообразного) в образовании. Предназначение учителя физики состоит в развитии индивидуальных способностей ученика и предупреждении тупиков его развития.

Лишь педагог-антропотехник способен выполнить свое предназначение в условиях сосуществования и противостояния различных образовательных альтернатив. Лишь в этом случае возможно формирование гуманистической социально-педагогической ориентации, методологической компетентности и развитие рефлексивных способностей педагога.

Подготовка такого педагога ведется в МГОИПК и ПРР и СО (Могилевском государственном областном институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования) при организации во время проведения курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов занятий по сравнительному анализу образовательных стратегий, моделей обучения и эффективных педагогических технологий с последующим моделированием на этой основе предметного содержания и учебно-воспитательного процесса. Учителями области создаются проекты изучения ряда тем курса физики в интегральной технологии учебно-воспитательного процесса (по Н.И. Запрудскому), моделируются уроки, темы в личностно ориентированных технологиях (проектного, кооперативного обучения, технологии французских педагогических мастерских и др.). Началась работа по построению авторских дидактических систем (АДС).

Изменяется роль учителя в образовательном процессе. Учитель уже не транслятор знаний, а фасилитатор. В условиях фасилитации между учащимися класса и учителем устанавливаются неформальные, непринужденные отношения. Учитель опирается на методы и техники, при реализации которых выполняются действия, позволяющие состояться учению, а не преподаванию. Если учитель-фасилитатор обеспечивает психологически безопасную атмосферу в классе, если с ним действительно легко говорить, и он искренне заинтересован в успехах ученика, то ученик будет вести себя также по отношению к учителю и к другим ученикам. Тренинги по развитию фасилитационного мастерства стали неотъемлемой частью занятий, проводимых с учителями физики в МГОИГГК и ПРР и СО.

Считаю, что для эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся учителю физики необходимо:

  • понимание и принятие тенденций развития образования;
  • свободное владение учебным материалом;
  • высокая психологическая подготовка;
  • владение современными педагогическими приемами и техниками;
  • освоение эффективных образовательных технологий;
  • развитие модельных представлений и проектных навыков;
  • осознание значимости собственного опыта и проектирование своей авторской дидактической системы.

Автор: Лазаренко Н.В.

Рекомендуем почитать:

Добавить статью в закладки:




Оставить отзыв
Ваше имя*:
E-Mail:
Сообщение*:



Создание сайта "Дефи"
©2008 - 2016 www.obzor.ru