Новое время в Европе наступило в 13-16 веках, этот период знаком нам как Возрождение. Самыми яркими и очевидными свидетельствами тех лет, с которыми могут познакомиться наши современники, бесспорно, являются произведения искусства и архитектура. Из курса истории мы помним многие значительные события, происшедшие в то время:
укрепление городов, Реформация, формирование абсолютистской монархии, грандиозные географические открытия, изобретение книгопечатания... Мрачное Средневековье сменилось стремлением к светлым идеалам античности. Эту эпоху тогда называли Renaissance.
Творчество становится главным способом познания «божественной Природы». Художники ощущают себя творцами в полном смысле этого слова, натурально отображая на своих холстах все, что видят вокруг. Искусство становится той сферой, где пересекаются вечное стремление человека к познанию и живущее в нем чувство прекрасного.
Главной задачей теперь считается воспитание нового человека. В то время считалось необходимым глубокое изучение античной мудрости с последующим самопознанием и самосовершенствованием. Человеческий ум и творческая энергия - вот главные добродетели, которые выше всего ценились гуманистами. Возрождение человека проходит на основе античного наследия и светского кодекса чести Средневековья.
Человеческое творчество возведено в «богоравный» ранг. Человек, подобно Богу, способен свободно творить. Героев того времени мы считаем титаническими личностями: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Эти художники стали символом эпохи Возрождения. Имена Я. Ван Эйка, И. Босха, П. Брейгеля Старшего А. Дюрера навсегда вписаны в историю живописи.
Проповедь идей того времени мы находим в книгах Петрарки, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Эти писатели и поэты внесли и огромный вклад в формирование литературных языков своих стран, заложили основы современной лирики, романа и драматического искусства.
Если в средние века процветала анонимность, то теперь авторство не требуется скрывать. Простор для творчества необъятен, в это время в самостоятельный жанр выделяются пейзаж, бытовая живопись, портрет, искусство печатной гравюры. Статуи, монументы, портретные бюсты теперь выполняются с учетом полного обхода.
В архитектуре преобладают ясные и пластичные линии дворцов и храмов. В градостроительстве вертикальная устремленность готики сменяется новыми «земными» архитектурными ансамблями, где акцентируется центрически-перспективно организованная горизонталь.
В литературе любовь к латыни сочетается с развитием национальных языков. Вырастает интерес ко всему народному: процветают такие жанры, как городская новелла и плутовской роман. Основная мысль этих художественный произведений заключается в том, что новый человек нигде не пропадет и везде для него найдется подходящее местечко. Расцветают и роман, и героическая поэма, и сатира, и любовная лирика.
В театре - развитие драмы, пышные придворные феерии и городские празднества. В музыке - расцвет музыкальной полифонии строгого стиля , ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. И везде явно прослеживается связь с фольклором.
Самые яркие утопии о создании совершенного общества родом из эпохи Возрождения, их авторами стали Рабле, Мор, Кампанелла. Тогда же родились жесткие рекомендации по управлению реальным обществом Макиавелли и теория правового государства Бодена. Истоки идей веротерпимости и суверенитета также находятся в Возрождении.
Но гуманистические идеи к 16 веку продемонстрировали свою несостоятельность, и кризис гуманистической культуры Возрождения нашел воплощение в маньеризме. Светлый оптимизм античности уступил место ощущению неустойчивости и трагичности бытия. Этот период связанам с именами художников Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино и скульпторов Б. Челлини, Джамболонья. Художественные образы, создаваемые маньеристами напряженны, формы манерно изощренны, художественные решения остры.
В конце 16 века в Европу приходит барокко и владеет умами до середины века 18. Этому стилю были подвержены все виды искусства, но особенно ярко он раскрылся в архитектуре и живописи.
В это время принципы Возрождения не были отринуты полностью, но идеи сотворчества с Богом (природой) стало не так актуальны. Теперь стали развиваться стремления к совершенствованию окружающего мира в соответствии с идеальными нормами красоты. Это время отмечено небывалом размахом преувеличенной декоративности во всем. Прихотливая метафора, аллегория и эмблема царят повсюду.
Но они не могут полностью заслонить своими причудливыми фантастическими формами натуральное начало барокко. В архитектуре чувствуется дыхание живых природных стихий, в литературе заметно сближение книжного языка с фольклорными традициями. Все существующие искусства тесно взаимодействуют между собой, становясь другой, праздничной, стороной бытия.
Барокко - стиль риторический, пропагандистский. Он не соблазняет зрителя, а властно захватывает его внимание. В изобразительном искусстве и архитектуре примером этого служат работы Л. Бернини и Ф. Борромини, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Ни церковный ритуал, ни дворцовый этикет теперь не подавляют силу творческой личности. Национальная самобытность отчетливо проступает на полотнах Рембрандта, Хальса и Вермера.
Интересно, что из Европы барокко в 17-18 веках распространяется не только в Латинскую Америку, но и в Белоруссию, и в Украину. На территории России сначала появляется «нарышкинский барокко» (западноевропейские орнаментальные приемы плюс средневековая структура). В петровские времена в городах возводят здания новоевропейского типа, среди которых особенно выделяются творения В. Растрелли.
В литературе барокко правят бал аллегорические фигуры-персонификации. Набирает силы жанр риторической церковной проповеди и школьная драма. Не забыты и сатира, роман, поэзия. Среди авторов той эпохи - Кальдерон, Тассо, д'Обинье, Ломоносов, Симеон Полоцкий. Интенсивно развивается опера, балет. В постановках используются все более сложные и живописные декорации. Для музыки характерна более сложная и свободная вокально-инструментальная полифония. Обособляются жанры кончерто гроссо, сонаты, сюиты в инструментальной музыке.
Пришедший на смену барокко классицизм, увы, обвинил барочные идеалы в вычурности и безвкусии, принимая за образец только античное наследие. Классицизм занимает временной отрезок с конца 17 до начала 19 века. Это течение зародилось во Франции.
В основе идей классицизма - идеалы Просвещения: рационализм, представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Очень велика роль общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Художественные образы, относящиеся к этому стилю, логичны, строго организованы, ясны и гармоничны.
Впервые была создана иерархия жанров. К высоким относились трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина; к низким - комедия, сатира, басня, жанровая картина. Сегодня мы можем проследить эти особенности, обратясь к трагедиям Корнеля, Расина, Вольтера; комедиям Мольера; поэмам Буало. Среди писателей-классицистов - Лафонтен, Ларошфуко, Гете, Шиллер, Ломоносов, Державин, Сумароков.
В театрах разворачиваются не просто спектакли, а торжественные действа. Строй их статичен, а чтение стихов размеренно. Сюжетами постановок становятся античные истории богов и героев. Архитектура классицизма отмечена творениями Ардуэн-Мансара, Леду, Рена, Баженов, Казакова, Воронихина, Захарова, Росси. Всюду царит четкая геометрия форм и логичность планировки. Стены гладкие, декор сдержанный.
Живописные работы тех лет имели логично разворачивающийся сюжет и уравновешенную композицию. Своей ясностью нас до сих пор восхищают картины Пуссена, Лоррена, Давида, Энгра, Лосенко, Угрюмова; скульптуры Пигаля, Фальконе, Торвальдсена, Кановы, Козловского, Мартоса.
А вот первые три четверти 18 века в европейском искусстве посвящены и такому стилевому направлению, как Рококо. Многие специалисты выделяют этот стиль, как определенную фазу общеевропейского барокко. Сам термин возник в период расцвета классицизма и был ничем иным, как презрительным обозначением всего манерного и вычурного.
Здесь все непостоянно и капризно, здесь преобладают вымысел и интимные переживания. Хрупкий декор доведен до уровня театральности. Стиль «рококо» - воплощение изысканности и изощренной утонченности. Здесь никому нет дела до героизма и пафоса. Здесь играют в любовь и увлекаются прелестными безделушками. А искусство - это тоже наслаждение.
Искусство рококо призвано возбуждать только легкие и приятные эмоции. Его задача - развлекать и услаждать зрителя причудливыми узорами, изысканными сочетаниями пастельных красок. Нарядные интерьеры рококо украшались декоративными панно, роскошными зеркалами, резными панелями. Везде преобладали овальная, круглая и причудливо-изогнутая формы.
На полотнах художников красный заменяется розовым, синий - голубым. Теперь в ходу невиданные ранее лимонно-желтый, блекло-голубой, сиреневый. У новых красок появляются невообразимые названия. Знаменитый «цвет бедра испуганной нимфы» - из тех времен.
К созданию стиля рококо причастен Антуан Ватто, его манеру развили Ланкре, Патер, Кийар. Для их образов характерны эмоциональность и меланхолическая мечтательность. Остались на холстах занимательные любовные сюжеты кисти Буше, на которого равнялись Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель. Последним крупным живописцем рококо признан тонкий мастер пейзажа и портрета Фрагонар.
Среди скульптурных изображений времени господства рококо изрядное количество портретных бюстов и маленьких скульптурных групп или отдельных фигур купальщиц, нимф, амуров. Их создавали Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион .Произведениями искусства украшали не только внутренние интерьеры, но и парки, беседки, купальни.
Планы зданий в стиле «рококо» отличались асимметричностью, комнаты были круглымих, овальными, восьмиугольными. Проектировщики всячески избегли прямых углов, в том числе и в месте соединения стены с потолком. Все маскируется различными рельефными орнаментами.
Среди архитекторов, воплощавших в жизнь принципы рококо Декотт, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье, Кнобельсдорф, Растрелли, Ринальди, Ухтомский. В этот период особенно развивались декоративные направления: оформление книг, создание мебели, декоративной бронзы, производство гобеленов, фарфора.
Многие творения архитектуры, живописи, музыки и литературы от нас отделяют века. Но современному человеку по-прежнему хочется узнать их историю, познакомиться поближе. Нескончаемым потоком движутся наши современники к главным мировым сокровищницам: Лувру, Эрмитажу. Множество музеев сегодня хранят прекрасные произведения искусства, переиздаются книги тех далеких лет, возрождаются театральные и балетные постановки. Изо дня в день, из года в год мы убеждаемся в том, что искусство вечно. И барокко, и классицизм, и рококо оставили свой неизгладимый след в истории нашей цивилизации.