Однако, одного проектора недостаточно, чтобы в полной мере насладиться отличным изображением. Многие ошибочно полагают, что в качестве экрана подойдет ватман, простыня или белая стена кабинета. На таких поверхностях изображение даже самого яркого проектора будет тусклым и неровным.
Поэтому, купив проектор, вы не должны задумываться - прикупить ли к нему еще и экран. Вопрос должен стоять по-другому: какой экран купить? Несмотря на то, что аппаратура эта не совсем сложная, при выборе ее надо учесть достаточное количество критериев.
Мобильные или стационарные?
Для начала нужно решить, для чего необходим экран: для просмотра в одном помещении, или для использования в разных комнатах или кабинетах. В зависимости от ответа на этот вопрос различают два вида экранов - стационарные и мобильные. Первые устанавливаются раз и навсегда в одном месте. Крепление может быть настенным или потолочным. Экраны для стационарной установки могут быть рулонными или натягиваться на специальную раму. Рулонные проекционные экраны можно сворачивать и разворачивать, натяжные же будут постоянно занимать свое место на стене. Модель DRAPER LUMA 2 338/133 имеет настенное крепление и сворачивается в рулон с помощью пружины. При этом корпуса таких экранов могут быть выполнены в разных цветах, а не только в привычном белом. Выбор того или иного вида конструкции определяется размерами и возможностями помещения, а также желанием владельца.
Кроме того, рулонные экраны могут иметь различные механизмы. Есть подпружиненные экраны - они разматываются вручную, а собираются с помощью специальной пружины. Модели экранов с ручным приводом можно найти у фирмы ScreenMedia. Они обычно крепятся на стене. Например, серия ScreenMedia Economy, представленная разными форматами, снабжена ручным механизмом складывания. Такие экраны подойдут как для дома, так и для учебного кабинета и офиса. Моторизованные же поднимаются и опускаются с помощью мотора внутри конструкции. К таким экранам можно дополнительно приобрести пульт дистанционного управления - для большего удобства. К примеру, модель DRAPER TARGA 305/120 имеет встроенный электромотор, который установлен на специальных вибрационных изоляторах - это обеспечивает ему практически бесшумную работу. Или же экран от производителя Procolor с электроприводом Prolectro-Cinema: для своего вида имеет оптимальный формат, снабжен системой самостоятельного сворачивания и разворачивания экрана.
Что касается мобильных экранов, то такой вид идеален для использования в разных классах, аудиториях, кабинетах или презентационных комнатах. При выборе мобильного проекционного экрана на первое место станут такие характеристики, как вес конструкции, габариты в сложенном виде, удобство складывания - раскладывания. При выборе наименьшего веса мобильной конструкции, не стоит забывать о ее устойчивости и жесткости. К примеру, такая модель, как DRAPER PIPER 140/55 представляет собой легкий портативный экран с черным вытяжным алюминиевым корпусом. Для того чтобы установить такой экран, достаточно поднять стойку, выбрать ее высоту и раскрыть экран.
Если вы заранее не знаете, в каких помещениях придется использовать экран, то стоит подумать о стойке, на которую будет крепиться экран. Обычно мобильный экран сворачивается в тубус, который служит отвесом при натяжении (то есть располагается внизу). Есть и такие конструкции, которые можно устанавливать на столе или на полу при помощи штативов. Подобные экраны в широком ассортименте выпускает фирма ScreenMedia - типовая модель Apollo на штативе имеет формат 128*171 см и идеально подходит для использования в офисе. Также существуют экраны, которые сворачиваются по вертикали, а оба тубуса по бокам служат стойками и удерживают полотно от произвольного сворачивания.
В принципе, есть простое правило: чем меньше движущихся деталей, тем конструкция надежнее. Поэтому если есть возможность, приобретайте стационарный натяжной экран.
«А вот это - мой размерчик!»
Теперь поговорим о том, какой размер экрана будет оптимален в том или ином случае. При выборе проекционного экрана нужно руководствоваться следующими правилами:
- расстояние до первого ряда зрительских мест должно быть в пределах от ширины экрана до двух его высот;
- нижний край экрана должен располагаться на высоте не ниже 120 см от пола - тогда всем зрителям будет видно изображение (это в том случае, если кабинет имеет ровный пол и все зрители находятся на одном ярусе);
- высота экрана должна быть не меньше 1/6 расстояния до последнего ряда зрителей.
Кроме того, надо учитывать и возможности самого проектора. Ведь случается и так, что формат экрана гораздо больше получаемого изображения - техника оказалась узкоугольной. В таком случае необходимо учесть формат экрана - а именно соотношение высоты и ширины изображения. Современные проекторы для домашнего кинотеатра имеют соотношение 9:16 (типовой вариант для домашнего просмотра - экран Procolor Cine-Fix на раме), а офисные - 3:4 (модель DRAPER TARGA 335/11 как раз предназначена для использования на производстве). Как правило, проектор должен поддерживать как минимум хотя бы еще один формат. Конечно, будет лучше, если экран соответствует формату проектора. Поэтому в случае, если проектор рассчитан на форматы 9:16 и 3:4, то можно приобрести экран, который меняет свой формат с помощью специальных шторок. Правда, стоит такой экран очень дорого. Есть бюджетный вариант - рулонный экран: его можно разворачивать на такую высоту, которая уместна при определенном формате проектора.
Поверхность проекционного экрана.
Производители экранов предлагают своим покупателям самые разные типы поверхностей, которые направлены на достижение одной цели: сделать изображение как можно более качественным. Проекционные экран может выполнять разные задачи: увеличивать яркость изображения, повышать контрастность, даже пропускать свет сквозь себя - это для техники с обратной проекцией (проектор в таком случае располагается за экраном, а не перед ним).
Проекционные экраны могут быть выполнены из текстильного полотна или из винила. Текстильная подложка «накрывается» отражающей поверхностью с помощью пресса - такой вариант обеспечивает стабильность размеров при сворачивании, подходит для всех типов проекционного оборудования и стоит дешевле винила. Виниловый материал, в отличие от текстильного, нуждается в натяжении, чтобы экран был ровным и плоским. Многие модели экранов в нынешнее время изготавливаются из стекловолокна (DRAPER CLARION 338/133, DRAPER LUMA 2 108/108), но можно также найти и текстильные экраны (DRAPER LUMA 213/84, DRAPER PIPER 140/55).
Что касается отражающей поверхности, то здесь существует несколько основных характеристик:
- коэффициент усиления - относительная величина, указывающая на способность экрана отражать падающий на него свет. Чем она выше, тем более яркое изображение будет представлено зрителям;
- контрастность - способность точного воспроизведения темных и светлых участков изображения;
- угол обзора: охватывает пространство, в котором зрители получат наиболее качественную картинку.
Для экранов на текстильной основе есть несколько типов покрытия:
Fiberglass Matt White (белое матовое). Этот материал состоит из белого матового винила на основе переплетенного стекловолокна. Благодаря такому составу поверхность экрана прочная и гладкая. Матовый белый материал отражает проецируемый цвет во всех направлениях - то есть имеет большой угол обзора. Экран обладает точной цветопередачей и высокой четкостью.
Panamax - белый матовый материал для крупногабаритных экранов. Использование этого материала позволяет добиться ровности и гладкости для экранов даже с большими размерами.
АТ1500 - универсальный материал для проецирования слайдов и документов. Он хорош для помещений, где трудно управлять освещением, потому что обеспечивает высокую яркость и цветовой контраст изображения.
Glass Beaded (бисерное).
Такой материал изготавливается путем прессовки мелких стеклянных зерен на матовую белую основу. Эти зерна отражают большую часть света обратно в направлении его источника. То есть проектор в этом случае надо устанавливать на том же уровне, что и экран.Покрытия для экранов на виниловой основе:
Flexible Matt White (белое матовое). Этот материал используют для изготовления портативных складывающихся экранов. Его преимущество в том, что он гибкий - это позволяет неоднократно его натягивать.
HiDef Grey. Поверхность предназначена для современных проекторов с высоким цветовым потоком. Серый цвет контраст и уровень черного в проецируемом изображении. Кроме того, его можно использовать при плохой затененности помещения.
М1300. Матовая белая рассеивающая поверхность с хорошей цветопередачей. Этот материал рекомендуется использовать в помещениях, где возможно управление светом.
М2500. Материал имеет хорошую отражающую способность и улучшенную контрастную характеристику. Благодаря этому изображение одновременно становится и боле ярким, и контрастным. При этом допускается большая освещенность помещения.
Современные производители предлагают линейки моделей с разными вариантами покрытий и в различном цветовом решении, что делает процесс выбора гораздо более легким и приятным.
Направление проецирования.
Мы все сталкивались с примерами прямого проецирования, когда и зрители, и проектор находятся по одну сторону от экрана. Помимо него применяется и обратная (так называемая rear projection) проекция. В этом случае проектор находится позади экрана, который пропускает свет. Ярким примером может служить экран для домашнего кинотеатра Procolor на раме Home-Screen Deluxe с системой обратной проекции. Выбирая экран, необходимо учитывать, для какого типа проекции он будет использоваться. Для прямого проецирования экран может быть абсолютно непрозрачным - то есть работать только на отражение. Для обратной же проекции используется другой тип полотна. Он, конечно, не полностью прозрачный - иначе мы попросту не увидели бы изображения. Такой экран должен выглядеть темнее, чем обычный. Причем, чем он темнее, тем более яркое и контрастное изображение можно получить даже в плохо затененных помещениях.
Некоторое неудобство обратной проекции заключается в том, что за экраном должно быть достаточно места для самого проектора. Плюс надо учитывать расстояние для формирования изображения. Это неудобно, если комната и так небольшая.
Сейчас существуют модели экранов, поддерживающие одновременно оба типа проекции. Таковым является DRAPER CINEPERM 409/161: это стационарный экран для фронтальной или обратной проекции. Подобные модели позиционируются, как экраны «с углом обзора в 360 градусов». То есть зрители могут располагаться по обе стороны от экрана. Хотя, в принципе, такие модели больше подходят для рекламных целей, чем для постоянного использование дома или в офисе. Ведь изображение для одной стороны зрителей всегда будет зеркальным, что иногда неприемлемо.
Пожалуй, мы смогли учесть все «подводные камни» и найти доступные варианты решения такого вопроса, как покупка проекционного экрана. Теперь, когда вы разобрались с приблизительными функциями, форматом, размерами и материалом полотна экрана, можете смело делать свой выбор!
Ведущий российский поставщик презентационного профессионального оборудования "Цифровые Системы"
Рекомендуем почитать: