Пожалуй, у многих в совсем юные годы были проблемы с запоминанием, вниманием и тому подобным, по крайней мере это постоянно нам твердили родители и учителя начальной школы. И жаль, что вместо упреков они не использовали более действенных методик для нашего развития, к которым, несомненно, можно отнести поразительно эффективную методику «карт ума» Тони Бьюзена, который знаменит не только авторством этой методики, но и рядом бестселлеров, направленных на развитие воображения, внимания и, конечно же, памяти.
История рождения подобной методики довольно прозаична, ведь знаменитый автор многих книг Тони Бьюзен в детстве был довольно невнимательным юношей вплоть до студенческой скамьи, от чего его успеваемость оставляла желать лучшего. Но всё изменило нечаянное знакомство с профессором, запоминающие способности которого тронули и маловпечатлительного Тони. Именно этот факт побудил его к работе над собой, а также над методикой, которая сегодня упрощает жизнь многим людям не только в учебных заведениях, но и в системе разнообразных тренингов, а также отлично работает при запоминании базовых понятий ребятами до года. В свою очередь «карты ума», созданные в процессе работы по этой методике, используются как наглядные пособия, какой бы теме бы они не были посвящены. В своих исследованиях Тони Бьюзен пришел к выводу, что уже у годовалого ребенка объем накопленной информации составляет около миллиарда бит и растет она со скоростью света. И, конечно, со временем она требует не только сортировки, но и упорядочивания.
Многие люди, особенно родители, которые сталкиваются с подобной методикой, вполне оправдано задаются вопросом о возрастных ограничениях: рано или не рано применять ее к воспитанию своего ребенка. Отметим сразу, «карты ума» доступны ребенку с тех пор, когда он уверенно начал держать карандаш в ручках, чтобы более или менее вразумительно изобразить необходимую информацию. В данном случае даже навыки письма необязательны, образность – вот главный рабочий инструмент.
В качестве пробы пера достаточно избрать одну из важных для малыша тем: «интересы», «окружающий мир», «мама и папа», да даже «Любимая кошка Нюся» вполне подойдет. Далее необходим большого формата лист бумаги (чем больше, тем лучше), а также фломастеры или карандаши, в зависимости от их наличия. Для начала нужно подключить фантазию родителя, далее прирожденный художник – малыш подхватит тему, и тогда совместное рисование превратится в развивающую игру, которая в принципе и предназначена для этого. Центральным элементом карты изобразим выбранную тему, пусть это будут интересы малыша. От центра в виде щуповидных отростков нарисуем его основные интересы, такие как мультики, прогулки, чтение книг, самостоятельные игры. Затем следуют «щупальца» второго уровня, которые будут подробно описывать какие именно игры, книжки для увлекательного времяпрепровождения любит задействовать малыш, а также некоторые произведения как рекомендацию дорисовывает взрослый. С переходом к следующему уровню «щупалец» должен меняться и цвет используемого карандаша, в силу этого улучшается зрительное восприятие рисуемой картинки. В этом процессе очень важна роль родителя, так как именно он должен акцентировать внимание на положительных с его точки зрения занятиях и переключать его от нежелательных занятий, таких как компьютерные игры, которые в этом возрасте буквально как наркотик «подсаживает» ребенка на процесс. К тому же не менее важен метод исполнения подобной карты ума. Если это выполняется на компьютере, то результат, несомненно, получится наглядным, и впору его будет использовать в роли пособия для начальной школы. Но с другой стороны не будет задействована кинестетическая память ребенка, которая активизируется во время работы руками.
Полученный результат художественного и умственного творчества необходимо повесить над кроватью или если методика была задействована на уроке, то учитель просто обязан организовать импровизированную выставку работ, а также возвращаться к ним время от времени для лучшего запоминания изложенной информации.
Стоит отметить, что данный способ запоминания хорош во многих областях, но почему-то педагогам начальных школ она особенно полюбилась в применении к сфере изучения языков, так как нарисованные картинки отлично активируют у ребят ассоциативную память. Хотя спектр ее применения довольно таки широк и не ограничивается лишь одним только иностранным языком.
На бытовом уровне метод Тони Бьюзена также нашел свое применение и не только для развития внимания и запоминающих способностей у детей. Им с большим удовольствием пользуются и взрослые даже для таких элементарных вещей как составление списка необходимых покупок, экономя тем самым свое время на записывание всех необходимых покупок. Активными участниками такого действа являются дети и зачастую они становятся своего рода записными книжками для своих родителей. Так трехлетняя девочка была непосредственным участником составления подобной карты покупок для похода в магазин. Мама во всех красках нарисовала все продукты, которые нужно было приобрести и девочка с поразительной точностью водила родителей от стойки к стойке, пока все продукты не были куплены.
Вот такой поразительный эффект запоминания при помощи «карты ума» Тони Бьюзена и как правильно была выбрана методика запоминания молодыми родителями. Теперь перед нами открываются сногсшибательные возможности не только детского мозга, но и взрослого, давайте совершенствоваться вместе!